5 класс
Тема: Твердое, жидкое и
газообразное состояние вещества. Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические и
химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение,
гниение).
Каждый день вы встречаетесь с различными веществами в разных
агрегатных состояниях, давайте попробуем, используя ваш опыт и знания, вместе
дать характеристику свойствам твердых тел, жидкостей и газов, используя понятия
«объем» и «форма» для характеристики агрегатного состояния веществ.
Задание1. Заполните таблицу (письменно)
Тела |
Изменяют ли объём |
Изменяют ли форму |
Твёрдые тела |
|
|
Жидкости |
|
|
Газы |
|
|
Опыт 1. Свойства твёрдых тел.
1.Возьми кубик, попробуй изменить его форму и объём.
2.Сделай вывод: какими свойствами обладают твёрдые тела?
3.Запиши результаты своих исследований в таблицу.
Опыт 2. Свойства жидкостей.
1.Зафиксируй количество воды в мерном стакане, перелей воду в колбу,
затем – обратно в стакан.
2.Изменился ли объём воды?
3.Изменялась ли форма жидкости?
4.Сделайте вывод: какими свойствами обладают жидкости?
5.Запишите результаты своих исследований в таблицу.
Опыт 3. Свойства газов.
1.Надуй воздушный шарик. Какую форму принимает шарик?
2.Выпусти воздух из шарика. Куда делся воздух?
3.Изменился ли объём воздуха?
4.Изменялась ли форма воздуха?
5.Сделайте вывод: какими свойствами обладают газы?
6.Запишите результаты своих исследований в таблицу.
Опыт 4. Деформация.
1.На резиновую ленту нанесены полоски через 1 см.
2.Растяните ленту и измерьте промежутки между полосками. Что
произошло?
3.Возьмите металлическую полоску и поверните её концы в разные
стороны. Что произошло? Изменилась ли форма полоски?
Изменение формы, размеров и объёма
тела называется - деформация
Опыт 5. Упругость.
Растяните резиновую ленту, а потом отпустите. Что произошло?
Свойство тела изменять форму и объём под действием других тел и
восстанавливать их после прекращения действия –упругость.
Где применяется свойство упругости?
Опыт 6. Пластичность.
1.Из кусочков пластилина слепите шарик, затем из шарика – кубик.
Изменилась ли форма пластилина?
2. Положите фигурку на стол. Возвратилась ли первоначальная форма
пластилина?
Свойство тел менять форму под действием других тел и сохранять её
после прекращения действия – пластичность.
Где применяется свойство пластичности материалов?
Задание 2 (письменно)
Продолжите предложение
1) Любое тело может быть……
2) Эти состояния называются……
3) Свойства жидкостей ……
4) Свойства твердых тел ……..
5) Свойства газов ……..
Задание 3 (устно)
Какие из перечисленных веществ в обычных условиях (при комнатной температуре и нормальном давлении) находятся в газообразном состоянии, а какие – в жидком или твердом: олово, бензин, кислород, железо, ртуть, воздух, стекло, пластмасса?
Природные явления.
Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры
превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).
Вы уже знаете, что окружающая нас природа постоянно
изменяется. Все процессы, происходящие в ней, называют явлениями. Миру
природы свойственны многие явления.
Различают физические, химические, биологические,
метеорологические и другие явления.
В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими
явлениями, например таяние или замораживание льда. Человек живет в
мире тепловых, световых, звуковых, электрических и магнитных явлений.
Излучение света Солнцем и звездами, радуга, полярное
сияние, затмения Солнца и Луны, вспышки молний, свечение ночных животных -
яркий пример световых явлений.
Пение птиц, журчанье ручейков, шелест листьев, звук
грома, рычание зверя - это звуковые явления. Без
них не обойтись в окружающем нас мире. Представьте себе кино без звука.
Гром и молния возникают одновременно, но вспышку молнии
мы увидим прежде, чем услышим раскаты грома. Скорость звука в воздухе гораздо
меньше скорости света.
Мы не сможем посмотреть телевизор или воспользоваться
компьютером без электрических явлений, а компасом - без магнитных явлений.
Образование нефти и природного газа, угля и школьного
мела происходило в результате химических явлений. Они
связаны с превращением одних веществ в другие. Во время приготовления торта
или пирога под действием тепловых и химических явлений из набора продуктов мы
получаем абсолютно новое соединение.
Цветение, плодоношение, листопад у растений, спячка,
линька, миграции у животных - примеры биологических явлений.
Выпадение осадков, движение ветра, изменение температуры
и давления воздуха - результат метеорологических явлений.
Явления природы взаимосвязаны между собой. После сильного
дождя вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу (световое явление).
Вспышки молнии во время грозы - это электрическое явление, а раскаты грома -
звуковое. В темное время суток прекращается активная жизнь дневных животных.
Ночные, наоборот, выходят на охоту. Это биологическое явление. В результате
роста бобовых культур (горох, фасоль, клевер) в почве образуются азотсодержащие
соединения. Это результат взаимодействия биологических и химических явлений.
Задание 4 (письменно)
Из предложенных физических явлений выписать примеры: тепловых,
световых, электрических, механических явлений.
Вспышка молнии, таяние снега, спуск с горы на санках,
плавление металлов, работа электрического звонка, радуга на небе, солнечный
зайчик, перемещение камней водой, кипение воды.
Задание 5. Ответить на вопросы устно
1. Какие метеорологические явления можно наблюдать в разные времена
года?
2. Перечислите биологические явления природы, которые можно
наблюдать весной, летом, осенью и зимой. Обоснуйте свои ответы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий