понедельник, 16 ноября 2020 г.

 

5 класс                                                                           
Тема: Твердое, жидкое и газообразное состояние вещества. Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

 Каждый день вы встречаетесь с различными веществами в разных агрегатных состояниях, давайте попробуем, используя ваш опыт и знания, вместе дать характеристику свойствам твердых тел, жидкостей и газов, используя понятия «объем» и «форма» для характеристики агрегатного состояния веществ. 

Задание1. Заполните таблицу (письменно)

Тела

Изменяют ли объём

Изменяют ли форму

Твёрдые тела

 

 

Жидкости

 

 

Газы


 


Опыт 1. Свойства твёрдых тел.

1.Возьми кубик, попробуй  изменить его форму и объём.

2.Сделай  вывод: какими свойствами обладают твёрдые тела?

3.Запиши результаты своих исследований в таблицу.

Опыт  2. Свойства жидкостей.

1.Зафиксируй количество воды в мерном стакане, перелей воду в колбу, затем – обратно в стакан.

2.Изменился ли объём воды?

3.Изменялась ли форма жидкости?

4.Сделайте  вывод: какими свойствами обладают жидкости?

5.Запишите результаты своих исследований в таблицу.

Опыт 3. Свойства газов.

1.Надуй  воздушный шарик. Какую форму принимает шарик?

2.Выпусти воздух из шарика. Куда делся воздух?

3.Изменился ли объём воздуха?

4.Изменялась ли форма воздуха?

5.Сделайте  вывод: какими свойствами обладают газы?

6.Запишите результаты своих исследований в таблицу.  

Опыт 4. Деформация.

1.На  резиновую ленту нанесены  полоски через 1 см.

2.Растяните ленту и измерьте промежутки между полосками.  Что произошло?

3.Возьмите металлическую полоску и поверните её концы в разные стороны. Что произошло? Изменилась ли форма полоски?

  Изменение формы, размеров и объёма тела называется - деформация

Опыт 5. Упругость.

Растяните резиновую ленту, а потом отпустите. Что произошло?  

Свойство тела изменять форму и объём под действием других тел и восстанавливать их после прекращения действия –упругость.  

Где применяется свойство упругости?  

Опыт 6. Пластичность.

1.Из кусочков пластилина слепите шарик, затем из шарика – кубик. Изменилась ли форма пластилина?

2. Положите фигурку на стол. Возвратилась ли первоначальная форма пластилина?

Свойство тел менять форму под действием других тел и сохранять её после прекращения действия – пластичность.

Где применяется свойство пластичности материалов?  

Задание 2 (письменно)

Продолжите предложение

1) Любое тело может быть……

2) Эти состояния называются……

3) Свойства жидкостей ……

4) Свойства твердых тел ……..

5) Свойства газов ……..

Задание 3 (устно)

Какие из перечисленных веществ в обычных условиях (при комнатной температуре и нормальном давлении) находятся в газообразном состоянии, а какие – в жидком или твердом: олово, бензин, кислород, железо, ртуть, воздух, стекло, пластмасса?

Природные явления. Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

 

Вы уже знаете, что окружающая нас природа постоянно изменяется. Все процессы, происходящие в ней, называют явлениями. Миру природы свойственны многие явления.

Различают физические, химические, биологические, метеорологические и другие явления.

В повседневной жизни мы постоянно сталкиваемся с физическими явлениями, например таяние или замораживание льда. Человек жи­вет в мире тепловых, световых, звуковых, электрических и магнит­ных явлений.

Излучение света Солнцем и звездами, радуга, поляр­ное сияние, затмения Солнца и Луны, вспышки молний, свечение ноч­ных животных - яркий пример световых явлений.

Пение птиц, журчанье ручейков, шелест листьев, звук грома, рычание зверя - это звуковые явленияБез них не обойтись в окружаю­щем нас мире. Представьте себе кино без звука.

Гром и молния возникают одновременно, но вспышку молнии мы увидим прежде, чем услы­шим раскаты грома. Скорость звука в воздухе гораздо меньше скорости света.

Мы не сможем посмотреть телевизор или вос­пользоваться компьютером без электрических явлений, а компасом - без магнитных явлений.

Образование нефти и природного газа, угля и школьного мела про­исходило в результате химических явлений. Они связаны с превраще­нием одних веществ в другие. Во время приготовления торта или пи­рога под действием тепловых и химических явлений из набора про­дуктов мы получаем абсолютно новое соединение.

Цветение, плодоношение, листопад у растений, спячка, линька, миг­рации у животных - примеры биологических явлений.

Выпадение осадков, движение ветра, изменение температуры и дав­ления воздуха - результат метеорологических явлений.

Явления природы взаимосвязаны между собой. После сильного дождя вновь проглядывает солнце, можно увидеть радугу (световое явление). Вспышки молнии во время грозы - это электрическое яв­ление, а раскаты грома - звуковое. В темное время суток прекраща­ется активная жизнь дневных животных. Ночные, наоборот, выхо­дят на охоту. Это биологическое явление. В результате роста бобо­вых культур (горох, фасоль, клевер) в почве образуются азотсодер­жащие соединения. Это результат взаимодействия биологических и химических явлений.

Задание 4 (письменно)

Из предложенных физических явлений выписать примеры:  тепловых, световых, электрических, механических явлений.

Вспышка молнии, таяние снега, спуск с горы на санках, плавление металлов, работа электрического звонка, радуга на небе, солнечный зайчик, перемещение камней водой, кипение воды.

Задание 5. Ответить на вопросы устно

1. Какие метеорологические явления можно наблюдать в разные времена года?

2. Перечислите биологические явления природы, которые можно наблюдать весной, летом, осенью и зимой. Обоснуйте свои ответы.

 

 


Комментариев нет:

Отправить комментарий