понедельник, 1 марта 2021 г.

 5 класс.                                                                                        Тема:  Свойства почв. Почвенный покров, карта почв.

Почва — это верхний плодородный слой земной коры, возникший в результате длительного взаимодействия живого и минерального вещества. Почва — особое природное тело, основное качество которого — плодородие. Это означает, что почва снабжает растения питательными веществами, а растения развиваются и дают урожай. Основу почвы составляют горные породы (их называют материнскими породами). Важная роль в почвообразовании принадлежит растениям. Чтобы образовалась почва, необходима работа микроорганизмов и обитающих в почве мелких животных (особенно червей). С их помощью накапливающиеся остатки отмерших растений и животных разлагаются и постепенно превращаются в своеобразное органическое вещество — перегной (гумус), от которого и зависит почвенное плодородие.
Особенно активно проявляется воздействие живых организмов на литосферу в ее верхней части. На разрушенных горных породах под влиянием растений, животных и микроорганизмов образуется почва. Он состоит из частиц разрушенных горных пород и гумуса (перегноя). Помимо гумуса, в почве обязательно должна быть вода для растений и воздух, без которого не может развиваться их корневая система. Поэтому лучшей почвой считается рыхлая, куда легко проникают и влага, и воздух.

Почва — тонкий (обычно от 2—3 см до 2 м) поверхностный слой земной коры, обладающий плодородием.

Плодородие — главное качество, отличающее почву от горной породы.

Почва — верхний слой земной коры, обладающий плодородием.


Василий Васильевич Докучаев - великий русский ученый, основатель науки о почве


Грунт образовался в результате взаимодействия элементов и факторов почвообразования: материнской горной породы, рельефа, климата, вод, растений и животных. Под действием энергии Солнца в почве происходят физические, химические, биологические процессы.

Сочетание различных факторов почвообразования обусловливает большое разнообразие почв. На разных широтах формируются различные типы почв.

Это зависит прежде всего от растительности и климата местности, а также от её рельефа, состава горных пород и деятельности человека. Плодородная почва образуется там, где в неё больше всего поступает органических веществ (отмерших растений и останков животных). Например, в степях России в растительном покрове преобладают однолетние травы. В самых плодородных почвах степей — чернозёмах — содержание гумуса доходит до 10— 14% и гумусовый слой достигает толщины 1 — 1,5 м.

Под хвойными лесами образуется совсем другой тип почвы. Там количество растительной массы больше, чем в степях. Но, в отличие от трав, деревья не отмирают каждый год. Ежегодно (и очень постепенно) в почву поступает только хвоя (которая содержит мало питательных веществ) да ещё немного травы, растущей под пологом леса. Кроме того, хвойные леса растут в достаточно холодном климате, где больше осадков. Поэтому часть органических веществ вместе с влагой просачивается с поверхности вглубь, а наверху остаётся белёсый слой, почти лишённый гумуса, похожий на золу. Эти почвы получили название подзолистых. Их плодородие невысоко.

Ещё менее плодородны почвы в северных безлесных областях, где растительность представлена низкорослыми травами и кустарниками, мхами и лишайниками.

Тип почвы зависит в первую очередь от растительного покрова, количества осадков и поступления в почву органических веществ.

Таблица «Распространение растений, почв и животных на планете»
Растительность
Почвы
Влажные экваториальные леса
Красно-желтые
Саванны
Красно-бурые
Тропические и субтропические пустыни
Пустынные
Жестколистные вечнозеленые леса и кустарники
Коричневые
Степи
Черноземы, каштановые
Широколиственные и смешанные леса
Серые лесные, дерново-подзолистые
Хвойные леса
Подзолистые
Тундра и лесотундра
Тундровые глеевые


Задание:
1. Прочитать материалы,  Посмотреть видеоурок: 

2. Написать определение  "почва", "гумус", составить схему "Факторы почвообразования"

3. Повторить параграф 48 (Алексеев, 5-6 класс)
4. Пройти тест https://multiurok.ru/tests/36660/


Комментариев нет:

Отправить комментарий